МНЕНИЕ

Алексей Белышев

заместитель главы администрации г.Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования

"Городские общественные пространства должны соответствовать основным приоритетам населения"

Заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Белышев рассказывает в интервью о развитии строительной отрасли в городе.

- Чем живет строительная отрасль Екатеринбурга? Ситуация сегодня лучше?

- Давайте не будем никого обманывать, ситуация проще не стала. Со строительной отраслью связано много сфер деятельности, она никогда никуда не исчезнет: город строили, строим и будем строить. С учетом экономической ситуации активности большой не происходит, наши надежды часто остаются надеждами, но происходят качественные перемены, которые в эпоху кризиса переживает каждая отрасль. Мы пришли к новому восприятию жилых многоквартирных домов, которые раньше можно было строить на потоке и не беспокоиться о качестве, о наполнении. Сейчас ситуация иная: застройщик, девелопер сначала оценивает ситуацию, проектирует внешние пространства, думает о комфортном пребывании людей, о транспортной и социальной доступности - это рождает новое качество домов. Застройщики перешли к сдаче домов в чистовой отделке, что, безусловно, повышает качество этих объектов.

- Традиционный параметр "квадратные метры" сегодня уже не стопроцентный?

- Этот параметр нужен и важен, развитие экономики оценивается в каких-то единицах измерения. Более того, наш Стратегический план развития Екатеринбурга связан с нормативами обеспеченности. Чтобы быть столичным городом, нам нужно строить не ниже определенного объема в квадратных метрах. Этот план был, есть и будет. Это та экономическая планка, по которой мы говорим о городе устойчивого развития. К ней надо стремиться, создавать условия, регулировать каждую из отраслей и строительную отрасль особенно.

- В этом году произошло много изменений в градостроительных полномочиях на уровне города и регуляции строительной отрасли на федеральном уровне.

- Конечно. Сокращение административных барьеров активизирует строительную отрасль, вне всякого сомнения. Областной закон № 111 удлинил процедуры, перенес их в две инстанции, увеличил количество согласований, количество людей, участвующих в обсуждении, но главное - он вынес принятие решений не на ту площадку. Город рассматривал в своих интересах каждый проект и принимал решения с учетом имеющихся обстоятельств. У нас в обсуждении и принятии решений участвуют все отраслевые комитеты Администрации города, это не одна тысяча человек, которых не заменить команде ни одного субъекта.

Возврат Екатеринбургу части полномочий по утверждению градостроительной документации, внесения изменения в правила землепользования и застройки с 1 января 2018 года - это возможность развития территорий в соответствии со схемами планирования и Генеральным планом, которые должен регулировать сам город. Будет ли улучшением отмена закона № 111? Однозначно, да! История и практика многих лет это доказала, даже сегодня принятие решений без специалистов города невозможно. Надо отрасли помогать, а не создавать искусственные препятствия в виде дополнительных административных барьеров.

- Сегодня мы говорим о федеральном тренде по благоустройству городской среды, проектированию городских пространств.

- Это замечательно. Мы начали осознавать часть урбанистических принципов, что город должен обладать определенным набором качественных характеристик, чтобы люди хотели в этом городе жить, иметь детей, иметь работу. Это называется городской средой. Очень хорошо, что Президентом Российской Федерации это было озвучено, появилась федеральная целевая программа. Это вектору придали ускорение в этом году, мы пытаемся в ускоренном темпе выполнить в рамках этой программы все необходимое, чтобы национальный приоритет комфортной городской среды был реализован и на территории Екатеринбурга.

В этой программе два направления: дворовые территории и городские общественные пространства. Главархитектура выбрала территории проектирования. Сегодня мы совместно с КБ "Стрелка", которая является федеральным координатором этой программы, выполнили два этапа дизайн-проекта, приступили к проектированию первого этапа. О каких городских пространствах идет речь? Мы смотрели наиболее ценные территории, которые максимально востребованы горожанами. Это река Исеть и пруды на территории города: Верх-Исетский, Городской и Нижне-Исетский. Система этой водной артерии должна быть доминантой для общественных пространств. Сегодня состояние береговых линий оставляет желать лучшего. Мы вынесли это на общественное обсуждение, дважды каждый из проектов обсуждали с горожанами.

- Жарко было?

- Да, где-то было и жарко. Мы обсуждали размещение городских ценностей на набережной: где должна быть тихая зона, зона для спортивной активности, где должны и не должны ездить велосипедисты, как сделать непрерывную территорию по берегу Исети, как пройти под мостами. Это масса требований, которая появилась на стадии обсуждений, потом мы постарались это упаковать. Сегодня есть утвержденный согласованный дизайн-проект, который отвечает на многие вопросы. Дальше нужно это реализовать, построить. Мы в начале этого пути. Федеральная программа идет с 2018 по 2022 годы с отдельным этапом текущего 2017 года, мы - участники этой программы, есть финансирование, совместное с правительством Свердловской области.

В этом году мы сделаем только начальную часть, процедуры, в рамках которых находится муниципальный заказчик, предусматривают стадийный подход в заключении контракта, и мы имеем очень небольшой строительный период. Но мы начнем реализацию идеи, которая есть в дизайн-проекте. Ознакомиться можно на сайте Администрации Екатеринбурга, мы размещаем эту информацию, так как проект может трансформироваться, каждое поколение добавляет свое. Мы готовы выслушать разные мнения, новые идеи, сделать корректировку проекта. Мы активно приглашаем всех участвовать.

Помимо набережной интересны и другие пешеходные зоны, сейчас я говорю о площади 1905 года, улицах Вайнера, Боевых Дружин, выход к Ельцин Центру, мы хотим трансформировать это пространство. Дискуссия о том, быть или не быть парковке на площади 1905 года, на мой взгляд, достаточно примитивна. Конечно, это зона для пешеходов. Городские общественные пространства должны соответствовать основным приоритетам городского населения. Городская жизнь происходит там, где есть центры притяжения. Площадь не должна быть стоянкой железных коней, а может работать как территория, где приятно отдохнуть, те же работники соседних учреждений могут обеденное время провести на свежем воздухе. Мы знаем много городов в мире, где время ланча - это и время побыть в парке, сквере, находясь в центре города. А много ли у нас в центре города таких пространств?

- У нас есть такие пространства.

- Если мы взлетим над Екатеринбургом, мы увидим, что город зеленый. А приспособлены ли эти территории, соответствуют ли они требованиям тех людей, которые находятся рядом? Программа "Формирование комфортной городской среды" очень длительна, она инициирована сверху, а поддержана, что важно и удивительно, снизу. Интересы совпали, и мы вместе можем сделать что-то полезное для всех, чтобы городские территории получили новую жизнь. История каждого места - история возникновения и история текущей жизни. Я уже упомянул, что акцент сменился и у застройщиков. Ценности поменялись, сейчас не четыре бетонных стены являются ценностью, но и то, что окружает подъезд.

- Не только квадратные метры…

- Да, окружение дома, где находятся дети, родители, чем можно заняться в свободное время, есть ли точки активности в шаговой доступности. Мы за цивилизованный подход, за здоровый образ жизни, чтобы наши дети были здоровыми и красивыми, и наши территории были здоровыми и красивыми.

- В Екатеринбурге проходит много мероприятий, и он впитывает, перемалывает опыт других городов.

- Когда мы говорим о Екатеринбурге как столице Среднего Урала, мы не договариваем, мы придаем Екатеринбургу гораздо большее значение, считаем его международным городом, городом международного значения. Цели, которые мы перед собой ставим, не должны иметь национальных границ. Мы говорим, что Екатеринбург выбран кандидатом для проведения международной выставки "ЭКСПО-2025", мы уже имеем опыт подготовки к "ЭКСПО-2020", мы смотрим, как готовились другие города. Участвуя в форумах, мы смотрим, о чем говорит урбанистическое сообщество. Разговор идет об агломерации, создании крупных образований с новыми экономическими, информационными, административными связями. Этот процесс уже потихоньку запущен, мы понимаем, что Арамиль, Верхняя Пышма - территории, из которых люди ежедневно ездят в Екатеринбург. Мы строим трамвайную линию в Верхнюю Пышму, эта транспортная артерия является городским общественным транспортом. Этому слиянию надо придать и экономические смыслы для получения экономического синергетического эффекта, правильно распределить потенциалы и ресурсы, которыми обладает каждая территория, входящая в агломерацию.

Понятно, что сегодня не хватает нормативной базы, идет большая активная дискуссия. На московском урбанистическом форуме были представлены крупные города: Лондон, Прага, Стамбул, Мюнхен, обсуждался их опыт, эволюция этих крупных городов. Мы впитываем этот опыт, смотрим и анализируем. Сегодня правительство Свердловской области пытается инициировать эти процедуры. Для этого надо делать корректировку наших стратегий, может быть, мы в Стратегии 2035 активно об этом не упоминаем как об отдельном стратегическом направлении, но будем делать на это акцент.

http://www.ekburg.ru/news/34/67701-razvitie-gorodskikh-territoriy-ekaterinburg-za-tsivilizovannyy-podkhod/



Рассказать о новости в социальных сетях
×