МНЕНИЕ

Елена Зеленцова

вице-президент фонда "Сколково"

"У современных горожан появилось больше свободного времени, и они хотят тратить его с как можно большей интенсивностью"

Вице-президент фонда "Сколково" Елена Зеленцова в материале Strelka Magazine - о предубеждениях против культурных центров.

МИФ 1: Культурный центр повторяет функции музеев, библиотек и театров.

Если рассуждать с культурологической точки зрения, то повальное увлечение таким жанром, как культурный центр, связано с постиндустриальной ситуацией в городе: стираются границы между типами институций и видами искусства. В «Гоголь-центре» есть и книжный магазин, и кафе, и лекторий. Этот тренд во многом вызван определённым запросом горожанина. И это запрос прежде всего на многофункциональные, комплексные предложения, будь они досуговыми или культурными.

В туризме моноотдых тоже уже не так востребован. Даже если люди поехали на пляж, они хотят посетить храмы, музеи и природные достопримечательности. Если это городской досуг, то туристы желают предложений и для своих детей, и для тихого, и для активного отдыха. Поэтому сейчас все прогрессивные учреждения культуры становятся культурными центрами. От них не отстают и заведения, которые раньше занимались исключительно ретейлом. Каждый торговый центр имеет дополнение «развлекательный» в названии, то есть стремится заполнить не только коммерческую нишу, но и нишу досуга.

У современных горожан появилось больше свободного времени, и они хотят тратить его с как можно большей интенсивностью. Одновременно растёт запрос на дополнительные знания и навыки. Кто-то из моих коллег-урбанистов сказал, что современный горожанин предъявляет такие же требования к городу, как клиент пятизвёздочного отеля к его сервису. Мы хотим всего и сразу. Успех того же Культурного центра ЗИЛ связан с его пространственными возможностями, которые позволяют сочетать в нём разные виды досуга. Как и многие другие площадки, ЗИЛ стремится стать местом для проведения полного дня или хотя бы его половины.

МИФ 2. Культурные центры — проводники неолиберальной идеологии.

Первые дома культуры появились в Великобритании в индустриальную эпоху, чтобы помогать рабочим усваивать культурные стандарты жизни в городе, гармонизировать их социальную и внерабочую жизнь. Первые же российские дома культуры, которые появились до революции, были нацелены на то, чтобы снизить уровень пьянства, приучить людей к другим стандартам быта, ну и параллельно — образовывать их. И как у всех учреждений культуры, в них важную роль играла идеологическая функция. Но на деятельности современных культурных центров это весьма слабо отражается. Дома культуры — уникальные учреждения, интересные потому, что, будучи продуктом индустриализации, созданные прежде всего в рабочих посёлках при фабриках и заводах, они оказались удивительно приспособлены к жизни.

Во-первых, из-за своей междисциплинарности они никогда не были нацелены только на один вид искусства и только на одну аудиторию. В ДК ЗИЛ с самого начала проводились и показы мод, и ярмарки, что нам странно слышать по отношению к советской эпохе. Здесь занимались дети, молодые инженеры, рабочие ЗИЛа. Здесь были и танцы. Это всегда был большой хаб для разных возрастов и разных интересов. В этом смысле, когда города поменялись, культурным центрам не пришлось сильно ломать себя. У российских музеев 25 лет назад были серьёзные предубеждения против кафе или интерактивных форматов, против работы с разными аудиториями. А у домов культуры этого никогда не было, потому что к ним всегда относились уничижительно, мол, это же самодеятельность.

И это второй фактор. В современном городе мы прежде всего ценим возможность самовыражения, мы не хотим, чтобы нам читали мораль. Нам не всегда уютно в музее, где ничего нельзя трогать руками, нельзя шуметь и надо надевать тапочки. А дома культуры всегда говорили: давай, включайся, сделаем что-нибудь вместе. Эта интерактивность была изначально в них заложена. Поэтому при правильном понимании своей миссии такие центры становятся очень успешными. Тем не менее им нужно иметь своё лицо и свою специализацию. Если речь о густонаселённых окраинах, то в культурных центрах может быть больше детских программ. Если это индустриальные районы, то это работа со старшей возрастной категорией, с которой у нас мало кто умеет взаимодействовать.

Полностью текст доступен на сайте источника: http://strelka.com/ru/magazine/2017/04/26/elena-zelentsova-about-cultural-centers


Рассказать о новости в социальных сетях
×