МНЕНИЕ

Надежда Косарева

президент фонда "Институт экономики города"

"Современный город должен развивать человека"

Интервью президента фонда «Институт экономики города» Надежды Косаревой порталу «Россия будущего» об особенностях городского развития в России, новых трендах в урбанистике и конкуренции территорий в постиндустриальную эпоху. Urban Report публикует фрагменты интервью.

- Надежда Борисовна, Институт экономики города – что это?
- Институт экономики города появился в 1995 году. Институт был создан как независимая организация, не связанная ни с государством, ни с какими-либо другими структурами. Учредителями выступили шесть физических лиц — специалисты в различных сферах городского развития. В зарубежной типологии институтов нас бы назвали бы «think tank» — независимый аналитический центр, целью которой является выработка предложений и рекомендаций по различным направлениям социально-экономического развития.

Наш фокус — это городская экономика, развитие городов России. Традиционные сферы деятельности для нас — вопросы ЖКХ, градорегулирование, жилищное строительство, муниципальные финансы, местное самоуправление. В целом мы исследуем примерно 90% тем, связанных с развитием городов.
Если говорить о конкретных продуктах Института, то мы очень много занимаемся российским законодательством, разработкой предложений к законопроектам и другим нормативным правовым актам. Например, мы принимали активное участие в разработке Жилищного, Градостроительного, Земельного кодексов, законов об ипотеке, об участии в долевом строительстве жилья. Кроме того, мы много работаем на местном уровне в целях внедрения новых идей по повышению эффективности муниципального управления. Заказчики у нас разные: органы государственной власти и местного самоуправления, частные организации или институты развития. Мы пытаемся связать новые идеи в сфере городского управления с их реальным внедрением и трансляцией в городах.

Наконец, мы много внимания уделяем распространению знаний, обучению. В 2004 году мы создали во ВШЭ кафедру экономики города и муниципального управления. Кроме этого, сотрудники Института — одни из основных преподавателей еще одного подразделения ВШЭ — Высшей школы урбанистики.

- Какие изменения произошли в сфере градостроительного и жилищного развития городов России?
- В последние двадцать лет в российской градостроительной и жилищной политике наблюдалась очень интересная динамика. Страна начала с формирования базовых рыночных институтов в жилищной сфере, ведь до запуска новой экономики в 1991 году она целиком зависела от государства. Нужно было организовать строительство, которое финансировалось бы частными инвесторами, ипотечное кредитование, управление многоквартирными домами с приватизированными квартирами. Вся эта система нуждалась в модернизации в соответствии с новыми реалиями. И мы этим долгое время занимались. Первые десять лет происходило внедрение и становление базовых инструментов планирования и регулирования. Градостроительный кодекс, который устанавливал новые правила регулирования, был принят только в 2004 году. Города только-только приняли собственные генпланы и правила землепользования и застройки (в частности, только в этом году приняты ПЗЗ в Москве). В этой области предстоит еще очень многое улучшить, но по крайней мере эти институты появились.
С точки зрения жилищного строительства последнее десятилетие прошло под лозунгом повышения его объемов и доступности жилья, что было совершенно правильно.

- Как изменяется ситуация?
- Несколько лет назад мы начали понимать, что идем не туда, когда вкладываются инвестиции в освоение новых территорий, но ветшает существующая застройка. Капитального ремонта, реновации, замещения старых домов современным жильем, улучшения городской среды не происходило. Появилась задача более сбалансированного развития территории города — не только девелопмент новых территорий, но и модернизация существующего жилищного фонда. Наша сотрудница Татьяна Полиди посчитала, что накопленный дефицит восстановительных инвестиций в российский жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру составляет  35% ВВП страны. То есть большая часть жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры настолько изношены, что работают в минус.

Сегодня в рамках градостроительной и жилищной политики уже происходит  осознание необходимости более сбалансированного развития территорий городов. Современные стандарты развития успешных зарубежных городов отражают стремление к более комфортным условиям для жизни в городе, понимание того, что современное жилье — это не просто квартира или дом, но и среда вокруг. С этой точки зрения жилищная и градостроительная политики где-то сливаются в одно целое. Не говоря уже о том, что они очень сильно влияют на социально-экономическое развитие города в целом. Постиндустриальная экономика не так привязана к сырьевой базе, она мобильна, поэтому конкуренцию выигрывают города, которые благоустроены, комфортны для жизни, имеют возможности для привлечения качественной рабочей силы. Город должен быть не просто местом, где вы поспали и поработали, он должен предоставлять самые разнообразные возможности для развития человека.

Полностью текст доступен на сайте первоисточника


Рассказать о новости в социальных сетях
×