МНЕНИЕ

Марат Юсупов

председатель Координационного совета по делам инвалидов г. Уфы

"Первое, что нужно учитывать при формировании доступных пространств, это разномасштабность города"

Какой должна быть городская среда, доступная для всех категорий населения, независимо от физических особенностей и мобильности? Свое видение данного вопроса представил председатель Координационного совета по делам инвалидов города Уфы и общественной организации инвалидов "Факел" Марат Юсупов на межведомственной комиссии по решению проблем инвалидов. Заседание комиссии состоялось в администрации Уфы.

По словам Марата Юсупова, цель изменений в политике и законодательстве в отношении доступности объектов и услуг состоит в том, чтобы граждане, в том числе и люди с инвалидностью, могли самостоятельно и независимо жить – независимо, самостоятельно пользоваться той инфраструктурой, которая создается для них.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Нормы этого закона направлены на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.

Законом внесены изменения в 25 законодательных актов Российской Федерации. При этом не вносятся новые льготы и преференции по перевозке инвалидов, а только конкретизируются положения действующего законодательства в целях его обязательного выполнения перевозчиками и владельцами объектов транспортной инфраструктуры. Это, в частности, оборудование объектов транспортной инфраструктуры, дублирование звуковой и зрительной информации, допуск собаки-проводника в транспортное средство, обеспечение посадки.

Основная движущая идея – создание городов максимально комфортных, безопасных, безбарьерных и удобных для жизни граждан независимо от степени мобильности. К примеру, обычная пешеходная улица через призму доступности выглядит следующим образом. Это должно быть простое пространство без перепадов уровней, с контрастом фактур и цветов. И даже система уличного водоотвода может служить направляющим элементом и тактильным помощником для людей с ограниченными возможностями зрения. Ориентиром может быть и озеленение.

Создавать такого рода "гибкие" пространства начали не так давно. За последние десятилетия отношение к людям с инвалидностью претерпело изменения от полного отрицания к принятию. Сначала мы не хотели признавать людей с инвалидностью в обществе, затем решили создать для них специальные условия, создать им возможность жить, но изолированно от общества. Сейчас подход кардинально изменился.

В 2006 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята "Конвенция о правах инвалидов", в которой говорится о том, что любой человек должен иметь возможность самостоятельно перемещаться, полноценно жить, развиваться, общаться, получать все виды услуг и вне зависимости от своих физических особенностей и возможностей. В 2012 году документ ратифицирован на территории Российской Федерации.

В конвенции упоминается об универсальном дизайне – основное правило создания доступных пространств. Главное понимать о современном подходе то, что не нужно создавать каких-то специальных условий для людей с ограниченными возможностями, а нужно создавать универсальные пространства, вещи, услуги, которые будут доступны всем. Речь здесь идет не только о людях с инвалидностью, а в целом о маломобильной группе населения – это пожилые люди, дети, беременные, люди с травмами, туристы и велосипедисты.

Также в конвенции прописаны семь принципов универсального дизайна, благодаря которым любой человек может оценить, к примеру, вещь или объект на доступность. Это: равенство в использовании; простой и интуитивно понятный дизайн; допустимость ошибки; размер и пространство доступа; гибкость в использовании; легко воспринимаемая информация; малое физическое усилие.

С 2011 года принцип универсального дизайна включен в федеральный стандарт СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и обязателен к исполнению в градостроительной деятельности.

Первое, что нужно учитывать при формировании доступных пространств, это разномасштабность города. Можно выделить такие масштабы как город, район, квартал, двор, дом и интерьер. В каждом масштабе необходимы свои мероприятия для достижения доступности для всех.

К примеру, для того, чтобы город стал доступным в масштабе страны и мира, необходимо, чтобы были доступны основные транспортные узлы: аэропорт, железнодорожный вокзал и автовокзал (доступность физического пространства и услуг).

В масштабе района доступная среда достигается посредством доступности общественного и личного транспорта. То есть любой человек должен иметь возможность прийти на остановку, сесть в транспорт и выйти на нужной остановке (очень важна связка Остановка-Транспорт-Остановка). Для доступности личного автотранспорта необходима правильная организация парковочных мест.

В масштабе квартала безбарьерность достигается посредством благоустройства. Это пешеходные пространства, пандусы, тактильные полосы, навигация и так далее. То же самое касается и двора.

В масштабе дома и интерьера огромную роль играют приспособления для вертикального и горизонтального перемещения (лифт, лестница, эскалатор и т.д), элементы дизайна (поручни, шрифт Брайля, информационные стенды).

Вторым методом является сценарирование движения, кратчайшие пути. Если представить, что человек приехали на машине к объекту и ему нужно в него зайти. Какие потенциальные барьеры он может встретить на пути? Потенциальными барьерами будут: парковочное место; бордюр; материал покрытия пешеходной дорожки; уклон пешеходной дорожки; входная группа (может включать в себя огромное количество барьеров).

Если ликвидировать четыре барьера из пяти, то, несмотря на это, выбранная траектория не будет функционировать. Хорошей аналогией является электрическая цепь с последовательным соединением: если один проводник перегорает, то вся цепь перестает работать. Доступная среда – это не точка, а дистанция. Важно комплексно подходить к вопросу.

Третьим методом является вовлеченность маломобильных групп населения, экспертов по доступной среде. Все люди стремятся быть профессионалами в своих сферах, но не стоит игнорировать специфику работы человеческого мозга, психики. Ни один человек на земле не может до конца прочувствовать то, что чувствует другой. И для одного перепад в 5-10 сантиметров – ничто, а для другого – непреодолимый барьер.

Прогрессивные представители сообщества архитекторов, проектировщиков, урбанистов признают, что при проектировании и строительстве объектов, общественных пространств, транспортной инфраструктуры необходимо применять принципы универсального дизайна. Это означает, что здания и инфраструктура проектируется и строится (реконструируется или благоустраивается) таким образом, что после ввода в эксплуатацию они не требуют специальной адаптации для различных категорий населения независимо от степени мобильности. Хотя и не исключают применение каких-либо вспомогательных средств. Объект безопасен, имеет интуитивно понятный дизайн, человек в нем легко ориентируется и испытывает низкое физическое усилие во время перемещения и при получении услуги.


Рассказать о новости в социальных сетях
×